03:26 Вот, что приходится писать, если тебя угораздило поработать председателем ... | |
4-е и 5-е классы состязались в знании сказок А.С. Пушкина, 6-е - «Повестей Белкина», 7-е - романа «Дубровский», 8-е – поэм «Полтава» и «Медный всадник», 9-е – повести «Капитанская дочка», 10-е-11е – романа «Евгений Онегин». Изучение культурного наследия России. Предметные декады литературы и русского языка. Из опыта работы МО словесников школы № 1262 имени А.Н.Островского. (скучища неприличнейшая) Воспитание любви к родной истории и культуре - одна из приоритетных задач в работе методического объединения словесников, в состав которого входят преподаватели русского языка, литературы и истории. Изучаемый на этих уроках материал предоставляет огромный простор для развития любви к родной истории и культуре, пробуждения чувства гордости за свою страну, ощущения её исторического величия… Чувство национальной неполноценности, восприятие своей страны как ущербного, отсталого, обречённого на вымирание государства, в котором издревле царили дикость и произвол, социальная несправедливость, грубое попрание человеческого достоинства и деспотизм, является одним из проявлений веры в «чёрный миф» о России. Борьба с этим «черным мифом», захватившим, к сожалению, сознание многих россиян, является одной из главных воспитательных задач нашего методического объединения. Чтобы уметь по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать и любить свою историю и культуру. Но как научить этому детей? Я расскажу, как осуществляется эта задача в урочной и внеклассной деятельности в нашей школе. Во время уроков, благодаря использованию информационных технологий, преподаваемый материал становится наглядным и убедительным: теперь уроки немыслимы без создания ярких красочных презентаций Power Point, видеофрагментов, музыки. В нашей школе за последние 3 года создана настоящая медиатека, содержащих материалы практически к любой теме школьного курса литературы. Приведу несколько примеров из личного опыта. Так, далекая и непонятная для современного ребёнка древнерусская литература, с её особо благоговейным отношением к книге, становится ближе благодаря видеоряду, предваряющему разговор о содержании «Завещания Владимира Мономаха своим детям» (презентация «Древнерусская литература»), Житие Петра и Февронии детям легче воспринимать и легче пересказывать, опираясь на красочные иллюстрации к нему (Презентация «Пётр и Феврония»). Благодаря таким презентациям у ребят вряд ли сложится впечатление о «дикости» и «бескультурии» допетровской Руси. Другой пример. Современному ребёнку тоже очень трудно представить, как могли выглядеть крестьянские дети (герои тургеневского «Бежина луга» )без видеоряда, а образ русской деревни, трогательные изображение крестьянских ребятишек, созданные русскими художниками, способны пробудить генетическую память в современных школьниках, дать им почувствовать себя сопричастными описываемым в рассказе событиям. Во внеурочной деятельности можно выделить несколько направлений, в рамках которых осуществляется воспитание любви к Родине. Это, конечно же, организуемые учителями-словесниками одно- и многодневные поездки по местам, связанным с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов (Санкт-Петербург, Пушкинские горы, Ясная Поляна, Мелихово, Таруса), по местам ратной славы (Куликовское поле, Псков, Волгоград, Сергиев Посад), выезды на военно-исторические реконструкции сражений (Малоярославец), посещение природных заповедников. Каждый учитель -словесник обязательно организует несколько таких экскурсий в год . Материалы этих поездок отражаются на страницах школьного сайта, в выпусках классных стенгазет, нередко плодами поездок становятся замечательные проекты, такие как «Счастье разговора с природой» - сайт о жизни и творчестве И.Левитана, включающий фильм «Плёс»; сайт «Городок» - о Тарусе и связанных с этим городом именами М.Цветаевой, К.Паустовского, В.Борисова-Мусатова; фильмы «Богородицк», «Мышкин». Все проекты, названные выше, размещены на официальном сайте нашей школы http://sch1262.ru/ и могут использоваться всеми желающими. Они созданы под руководством Субботы Марии Владимировны, замечательного словесника, Отличника Народного образования, обладателя Гранта мэра и звания «Учитель третьего тысячелетия». Однако ярче всего внеурочная деятельность словесников проявляется во время ежегодных декад литературы или русского языка, приуроченных ко дню празднования открытия Царскосельского Лицея. В день 19 октября всегда происходит торжественное награждение учеников нашей школы почётными грамотами и дипломами, полученными ими за различные достижения в течение предыдущего учебного года. В нашей школе чтутся традиции пушкинского Лицея: это дух творческого содружества между учителями и учащимися, патриотизм и воспитание высокой идеи гражданского служения… Приблизительно в то же время начинаются в нашей школе декады литературы и русского языка. Для своего рассказа я выберу три наиболее яркие и запомнившиеся декады, проводившиеся в нашей школе за последние 4 года. Это пушкинская декада (2006-2007), декада русского языка (2007-2008) и декада «Русский театр» (2009-2010). Каждая декада требует тщательной подготовки и продуманности: она вовлекает в творческую деятельность практически всех учащихся средней школы. Так, для пушкинской декады 2006-2007 учебного года были составлены подробные «инструкции», переданные учителям-словесникам, классным руководителям, активу и, конечно же, администрации. Согласно этим «инструкциям», для участия в декаде каждый класс должен был разделиться на 3 группы следующим образом: 1-я группа участвует в школьном конкурсе газет и работает над выпуском газеты «Слово о Пушкине», 2-я представляет собой команду знатоков для интеллектуальной игры по различным произведениям А.С.Пушкина, 3-я - занимается инсценировкой отрывка из произведения А.С.Пушкина. Для создания газет каждой параллели были предложены необычные, требующие творческого поиска темы: « А.С. Пушкин глазами близких людей», «А.С. Пушкин глазами преподавателей Царскосельского Лицея и товарищей-лицеистов», «Любимые женщины об А.С. Пушкине», «Писатели, поэты и критики XIX века об А.С. Пушкине», «Писатели, поэты и критики XX-XXI века об А.С. Пушкине». В инструкциях были четко прописаны требования (соответствие теме, размер шрифта, красочность иллюстраций и пр.) к газетам. Каждая параллель получила произведения А.С. Пушкина, по которым проводилась интеллектуальная игра: 4-е и 5-е классы состязались в знании сказок А.С. Пушкина, 6-е - «Повестей Белкина», 7-е - романа «Дубровский», 8-е – поэм «Полтава» и «Медный всадник», 9-е – повести «Капитанская дочка», 10-е-11е – романа «Евгений Онегин». Две команды-победительницы из параллелей 10-х и 11-х классов встречались в супер-игре с командой учителей литературы. Приятно отметить, что на этот раз команда учителей победила! А ведь был случай, когда в игре «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова школьники хоть и на полбалла, но все же опередили команду учителей! Впрочем, радовались тогда все – и дети, потому что умудрились обыграть учителей, и сами учителя, потому что так научили детей! На сайте нашей школы размещен подробный отчёт об одной из последних (май 2009) игр между учителями и учениками – по «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя. Здесь http://sch1262.ru/index.p>hp?option=com_content&tas В нашей школе накоплен банк интереснейших заданий по различным произведениям, и мы готовы поделиться ими со всеми желающими перенять наш опыт. Но вернёмся к рассказу о подготовке декады. Чтобы игры получились интересными, увлекательными, команды «интеллектуалов» вместе со своими «тренерами» - учителями-словесниками вдумчиво, обращая внимание на каждую деталь, перечитывали тексты, изучали историю создания произведений, комментарии к ним, а также музыку и живопись, связанную с пушкинскими текстами. Они старались предугадать вопросы, которые готовили для них учителя-словесники из других параллелей. Собственный учитель-тренер этих вопросов знать, естественно, тоже не мог! Во время игры команды получали баллы не только за правильные ответы, но и за свои вопросы: приветствовались вопросы, заданные в творческой форме. Что это значит? Это значит, что от команды к команде вопросы могли быть заданы с использованием «чёрного ящика», пантомимы, музыки, видеофрагмента или инсценировки. Три таких вопроса (с одним запасным) команды готовили друг для друга в большом секрете заранее, учитель-тренер должен был утвердить эти вопросы, проследить за их корректностью. Во время игры команды отвечали ещё на 10 каверзных вопросов, подготовленных для них «чужим» учителем. Тогда же, во время игры, в празднично украшенном зале, на стенах которого были развешаны все газеты, выпущенные к декаде, каждый класс представлял свою инсценировку фрагмента пушкинского произведения. Надо сказать, что для супер-игры с учащимися команде учителей предстояло готовиться так же, как и команде детей, – и произведения детально повторять, и вопросы в творческой форме придумывать, и даже сценку ставить! Завершалась декада литературным вечером «Продолжая Пушкина», где прозвучали стихи учащихся нашей школы и были показаны лучшие инсценировки. После окончания декады, на осенних каникулах, учителя-словесники подводили итоги конкурсов декады, а после каникул устраивалось торжественное награждение победителей. В тот год даже учащиеся начальной школы оказались вовлечёнными в пушкинский праздник: 4-е классы участвовали в ней наряду с 5-ыми, а для детей 1-3 классов ребята из средней школы подготовили специальные Лицейские уроки… Для разнообразия в следующем - 2007-2008 учебном году – методическое объединение словесников решило провести декаду, посвященную не литературе, а русскому языку. Тогда тоже каждым классом были выпущены газеты. Но не обычные – информативные, а оригинальные - с тремя интересными лингвистическими заданиями (загадками, ребусами, задачами). В течение декады эти задания могли решать все желающие – и учащиеся, и учителя (не словесники, естественно). В рамках этой недели в классах прошли необычные уроки русского языка: а) уроки-олимпиады, викторины, тренировочные занятия по подготовке к конкурсу «Русский медвежонок» (их готовили учителя-словесники); б) между классами в параллелелях 5-х,6-х,7-х,8-х классов, а также между 9 и 10 классами состоялись лингвистические перестрелки, которые включали конкурсы скороговорок, показ команде-сопернице пословицы в виде пантомимы и наоборот, конкурсы знатоков русского языка, шарады. Для лингвистической перестрелки класс делится на артистов и лингвистов. 11 класс «стрелялся» с командой учителей; в) параллель 8-х классов приготовила серию мини-спектаклей на тему «Колобок: вчера и сегодня». О последнем проекте надо сказать подробнее. Для спектаклей на тему «Колобок» учащимися сначала были написаны сценарии – «Колобок» в стиле древнерусской былины и «Колобок» на современный лад (с использованием элементов молодёжного сленга). Оригинальные спектакли по этим сценариям стали настоящим подарком для всех учителей и учащихся нашей школы, так как поставлены они были с большой выдумкой, весело, остроумно, а отрепетированы и сыграны с большим чувством и мастерством! Отзывы об этой декаде, фотографии спектаклей размещены на школьном сайте. В текущем учебном году у нас в школе проводилась декада «Русский театр», посвященная 160-летию создания пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся». Каждый класс ставил свой мини-спектакль. Вместо конкурса газет проводился конкурс афиш. Об уровне и качестве этого конкурса говорит тот факт, что его жюри, состоявшее из режиссёра и актёров взрослого профессионального театра имени Гомера, отказалось присуждать классам какие-либо места. Члены жюри признавались, что не ожидали от детей такого уровня актёрского мастерства и таких режиссерских находок от постановщиков спектаклей – классных руководителей, словесников и завуча по воспитательной работе Зубаревой А.К. Жюри предпочло наградить каждый класс в своей номинации. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в учебном заведении, носящем имя великого русского драматурга А.Н. Островского, очень сильны традиции школьного театра! Ещё одним направлением внеклассной работы словесников является регулярная подготовка команд для окружной игры «Нить времён». Этой работой у нас в школе чаще всего занимаются именно словесники, так как темами игры часто становятся жизнь и творчество великих русских писателей и поэтов – А.С.Пушкина, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого или крупные исторические события и даты (850-летие Москвы, 300-летие Санкт-Петербурга, 60-летие победы в Великой Отечественной войне и др.). За всё время проведения данной окружной игры не было года, чтобы команда школы № 1262 либо не победила, либо не была в числе призёров игры. Такие результаты достигаются, благодаря тщательной подготовке команд, с которыми глубоко и подробно прорабатывается весь материал. Во время этой подготовки происходит не только глубокое погружение в тему игры, в материал, но и сближаются дети из разных классов, единой командой ощущают себя ученики вместе с учителями… А самое главное – углубляются знания о родной истории и культуре, пробуждается, пушкинскими словами, любовь к «родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». А ведь, продолжая цитату, «На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека - Залог Величия Его". | |
|
Всего комментариев: 0 | |