Воскресенье, 24.11.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Август » 29 » ВАЗ 2101 (Копейка)
15:39
ВАЗ 2101 (Копейка)
ВАЗ-2105
ВАЗ-2101 «Копейка» — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель была выпущена на Волжском автомобильном заводе. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, находящееся на конвейере до настоящего времени.
Немного из истории:
За основу был взят Fiat 124 модели 1966 года в базовой комплектации (с 1,2-литровым двигателем и отделкой салона начального уровня). Конкретным прототипом был Fiat 124R («Russia») — фактически, ВАЗ-2101 итальянской мелкосерийной сборки, участвовавший в многочисленных испытаниях.

Конструкция автомобиля была существенно доработана с учётом советских условий.

Был увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов — как показала практика эксплуатации — всё же недостаточно, подробнее об этом рассказано ниже.

Задние дисковые тормоза были заменены на барабанные, как более стойкие к загрязнению и долговечные. По свидетельству разработчиков, колодки итальянских дисковых задних тормозов при эксплуатации по запылённым просёлочным дорогам истирались до металла за 500—600 км пробега. Задние дисковые тормоза из-за своего расположения принимают на себя всю грязь и пыль, отбрасываемую назад передними колёсами, плохо самоочищаются, как результат износ их колодок идёт намного интенсивнее, хотя в сравнении с передними они и играют меньшую роль при торможении автомобиля. Кроме того, тормозная динамика версии с дисковыми тормозами просто не была бы востребована в СССР, где остальные автомобили в те годы имели ещё худшие тормоза даже в сравнении с автомобилями ВАЗ с барабанными задними механизмами.

Была существенно изменена конструкция двигателя: распредвал перенесён в головку цилиндров (у оригинального Fiat 124 был нижневальный двигатель, как у «Волги» или «Москвич-408»), увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Был добавлен «кривой стартер» (пусковая рукоятка двигателя).

Сцепление — увеличена размерность (со 180 до 200 мм).

Коробка передач — доработана конструкция синхронизаторов.

Карданная передача — полностью другая (из-за исключения реактивной трубы).

Ведущий задний мост — по сути новый. Архаичная задняя подвеска с реактивной трубой уступила место современной пятиштанговой конструкции.

Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали травмобезопасными утопленными.


Модификации:

Массовые:

  • ВАЗ-2101 (1970-1982) — первоначальный вариант, двигатель 1,2 л.;
  • ВАЗ-21011 (1974-1981) — так называемая «одиннадцатая» - основные изменения пришлись на модификацию кузова, салон которой получил более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация получила более мощный 63-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки.

На стойках кузова ВАЗ 2101 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода.

  • ВАЗ-21013 (1974-1986) — оформление аналогично ВАЗ-21011, двигатель 1,2 л.;

Малосерийные:

  • ВАЗ-21016 — для милиции, двигатель 1,5 л (от ВАЗ 2103), 71 л.с.;
  • ВАЗ-21018роторный двигатель ВАЗ-311 (1 секционный) , 70 л.с.;
  • ВАЗ-21019роторный двигатель ВАЗ-411 (2 секционный) , 120 л.с.;

Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества - ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре "Лады" появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

Изготовление автомобиля ВАЗ 2101 было остановлено в 1981 году, а ВАЗ 2101 прекратили выпускать в 1982-м году. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013.

На базе ВАЗ-2101 был создан также унивурсал ВАЗ 2102.

«Лимузин» ВАЗ-2101

Автомобиль ВАЗ-2101 стал родоначальником целого семейства машин, называемое «классика»:

  • ВАЗ-2101
  • ВАЗ-2102
  • ВАЗ-2103
  • ВАЗ-2104
  • ВАЗ-2105
  • ВАЗ-2106
  • ВАЗ-2107

На Кубе практически на полупромышленной основе выпускаются «лимузины» ВАЗ-2101, широко используемые как маршрутные такси.


Положительные черты

Среди наиболее приятных особенностей ВАЗ-2101 относительно отечественных аналогов, автолюбители отмечали малый объём работ по техническому обслуживанию, хорошие плавность хода, динамику и управляемость, комфортабельность салона — в том числе, хорошую работу отопителя. Качество сборки в первые годы существования ВАЗ-а считалось весьма высоким по отечественным стандартам, но впоследствии стало падать в соответствии с общими тенденциями в отрасли.

Объективно, ВАЗ-2101 превосходил остальные советские серийные автомобили рубежа шестидесятых — семидесятых годов по техническому уровню и культуре изготовления, в особенности — отделки салона, имел хорошую относительно распространённых в те годы советских машин того же класса динамику (лишь незначительно уступал в этом «Москвичу-412», но последний имел 1,5-литровый мотор против 1,2-литрового у ВАЗ-а) и в особенности управляемость (благодаря широкой колее при умеренной общей высоте кузова и зависимой пятирычажной пружинной задней подвеске), наиболее просторный в своём классе салон, более современные и удобные органы управления, довольно малый для тех лет объём работ по техническому обслуживанию, достаточно современный внешний вид (для первых лет выпуска). По долговечности, общей надёжности и пассивной безопасности ВАЗ-2101 был примерно эквивалентен отечественным аналогам, но по проходимости, крепости конструкции, живучести на плохих дорогах и ремонтопригодности — уступал им.

Недостатки

Ввиду новизны, непривычности конструкции и технологии производства автомобиля иностранного происхождения, а также — его недостаточной приспособленности к отечественным условиям эксплуатации и конструктивных недостатков, для ВАЗ-2101, особенно раннего выпуска, было характерно и немалое количество «детских болезней». Кроме того, конструкция автомобиля была выполнена с принятым в Европе, но значительно меньшим по сравнению с используемым в СССР запасом прочности, что, несмотря на меры по усилению отдельных деталей, также привело к проблемам при практической эксплуатации.

Подвеска также не отличалась живучестью, и при эксплуатации на дорогах среднего качества требовала достаточно частого ремонта. Картер двигателя ВАЗ-2101 был довольно уязвим, в то время, как например у «Москвичей» он был прикрыт мощной поперечиной передней подвески.

Изначально не отличался надёжностью и двигатель. Особенные нарекания вызывал очень низкий ресурс распределительного вала — не более 50-70 тыс. км (для сравнения, распредвалы «Москвичей» имели ресурс, сравнимый с общим ресурсом двигателя до капитального ремонта, часто служили даже и после него), это происходило как из-за конструктивных недостатков мотора (недостаточная подача масла в зону контакта кулачков вала и рычага из-за переделки итальянской стороной, в соответствии с контрактом, нижневального мотора Fiat 124 в верхневальный), так и не лучшим качеством отечественных смазочных материалов (даже масла, специально созданные для двигателя ВАЗ-2101, и не уступавшие по основным показателям импортным аналогам, были серьёзно «опущены» в серийном производстве). Кроме того, отступление от изначально принятой технологии с советской стороны — переход на азотирование вала (с 1973 года) и использование стали 40Х (с 1980 года) вместо цементирования на большую глубину(толщина азотированного слоя обычно находится в пределах - 0,04-0,08 мм, толщина цементированного слоя - 0,12-0,18 мм) и стали 18ХН2М с — сделало изношенные валы непригодными для восстановления путём шлифования шеек ввиду малой толщины упрочненного слоя. А сами двигатели первых годов выпуска легко ходили до капремонта по 250-300 тыс.

Часть болезней сохранилась (а частично — даже усилилась из-за ухудшения качества изготовления) у потомков ВАЗ-2101 до сих пор. К примеру, проблема с ресурсом распредвала была в полной мере решена только на двигателях семейства «Спутник» / «Самара».

Ремонт и обслуживание автомобилей ВАЗ «своими руками», вынужденно популярные в те годы у автолюбителей, требовали более высокой квалификации, — соответственно, были менее доступны, чем ремонт других советских легковых автомобилей, что усугублялось повальной дефицитностью запасных частей; автомобиль был по меркам тех лет довольно требователен к расходным материалам, что делало его эксплуатацию ощутимо более затратной.

Кроме того, автомобили ВАЗ во многом не были унифицированы с остальными советскими автомобилями по расходным материалам, что создавало проблемы при эксплуатации. Причём, зачастую расходные материалы отечественной разработки не уступали иностранным по эксплуатационным качествам, а лишь были сделаны по другому стандарту. Например, существовало два стандарта генераторных ремней — ВАЗ (ТУ 38-10599-83) и ГОСТ (ГОСТ 5813-76), и они были не взаимозаменяемы — отличались профилем и ресурсом, причём ремень ВАЗ имел ресурс 65 тыс. км, а обычный — 110 тыс. км; также, существовало два стандарта масляных фильтров, и так далее.

Дизайн автомобиля уже на момент создания не был выдающимся, и впоследствии неоднократно подвергался критике. С другой стороны, рациональная форма кузова способствовала технологичности в производстве, и была в целом более современной, чем у серийных советских моделей того же класса. Однако, приварные, а не крепящиеся винтами крылья, — очень неудобные в замене при кузовном ремонте, — выдавали европейское происхождение модели и её нерасчитанность на типичную для СССР длительную эксплуатацию с капитальным ремонтом кузова.

Помимо этого, уже в те годы отмечали неудачные, перешедшие из итальянской школы, посадку водителя и эргономические решения: для большинства водителей при удобном положении сидения относительно педалей руль, имевший большой диаметр и расположенный излишне высоко и под неудобным углом, оказывался слишком далеко от рук, что вынуждало водителя занимать строго вертикальное положение, утомительное при длительной поездке, при этом педали были расположены крайне неудачно и неудобно — с небольшим интервалом между ними и неправильными углами наклона их площадок. К сожалению, эти не вполне удачные решения были стереотипно повторены и на более поздних моделях ВАЗ «классического» семейства, выпускаемых вплоть до настоящего времени.

Категория: Новости | Просмотров: 709 | Добавил: museall | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0