03:27 Собачьи истории | |
Можно смело утверждать, что во славу собак написаны тысячи книг, величайшие умы человечества оставили нам бесконечное количество афоризмов и стихов о достоинствах собак.
Собачьи истории
Можно смело утверждать, что во славу собак написаны тысячи книг, величайшие умы человечества оставили нам бесконечное количество афоризмов и стихов о достоинствах собак. Собакам ставили памятники со времен Карфагена (в Карфагене пес как нельзя более вовремя разбудил уснувших воинов). А в более поздние времена феноменальная преданность собак своим хозяевам нашла отражение в памятниках, воздвигнутых, например, в Германии, Японии, России. В польском городе Познань во дворе одного дома установлена скульптурная композиция с перечнем имен всех собак, проживавших в этом доме на протяжении XX в.
Известно, что за 4–5 тыс. лет до н.э. уже существовали собаки, причем не собаки вообще, а некоторое количество их разновидностей, более или менее похожих на отдельные современные породы. Человечество живет бок о бок с собаками уже не менее 40 тыс. лет. И не только живет с ними, но и молится на них, хотя в разные времена по-разному. Сегодня из полумиллиарда (только официально учтенных, не считая бездомных дворняжек) собак, насчитывающихся во всем мире, половина предпочитает жить в Америке (как я их понимаю). На одного американца приходится, по статистическим данным, 1,2 собаки. Это больше, чем количество автомобилей, которое, в среднем, имеет один американец. И это в автомобилизированной Америке. Так что чтобы догнать Америку собак нам потребуется еще очень и очень много. В США на собак ежегодно тратится более 17 млрд. долларов. Вот это любовь!
Страница модного журнала
Так откуда же взялась мода на дамских собачек? Вот что писали по этому поводу в журнале мод в 1795 году: «Дамский обычай держать постельных собачек весьма древний, но происхождение этого обычая не очень лестно для женского пола. Польские дворянки, вынужденные лишиться сожительства со своими мужьями на долгие семь лет из-за военных походов в Россию предпринятых королем Болеславом II, во второй половине одиннадцатого столетия, стали получать прискорбные вести, будто б их мужья покорились прелестям Киевлянских красавиц. Вознамерясь отомстить им, осчастливили взаимными ласками своих рабов. Такая неверность и многомужество ненадолго скрылось от Польского войска. Обиженные мужья вдруг возревновали, и не проходило ни одного дня, без того чтоб не уходили целые толпы по домам. Придя домой, находили они замки свои запертыми, защищаемые новыми супружниками в сотовариществе с их вероломными женами. Из-за этого произошла война, в которой законное право мужей одержало победу. Все рабы были перерублены, а женщины сумели принять на себя сердечное раскаяние и, воспользовавшись слабостями мужей своих, тронули их сердца столь хорошо, что они их не только простили, но и притворились, как бы ничего и не бывало. Между тем возвратился Король с поредевшим своим войском в Польшу, и не только наказал беглецов, но велел также женам, имевшим еще грудных детей прижитых с рабами, отняв от грудей младенцев, приложить к ним щенят. Некоторые были даже казнены, мечем и голодною смертью. Сверх того повелел король всем польским дворянкам выходя из дому держать на руках щенят. Однако прекрасный пол свойственным ему присутствием духа скоро нашел средства облечь наказание грозного государя приятнейшею наружностью, выбрав себе пёсиков маленьких и симпатичных. Они превратили его в моду, какою она осталась даже поныне и во всех землях, где только поселялись Европейцы» В конце восемнадцатого века в России моськи практически вышли из моды, их место в дамских будуарах заняли болонские и мальтийские собачки, а также шавочки (шпицы), лёвики (лёвхен он же бишон леон) и маленькие английские борзые (левретки). В бытность в 1770 году российского флота под командованием графа Орлова в мальтийской гавани вывезено в Петербург столько мальтийских собачек, что на Мальте они стали большой редкостью. "Музыка в саду Тюильри" Эдуар Мане (1862 г.) В Париже любая дама света, выходя на прогулку, скажем, в Тюильри просто обязана была иметь с собой маленькую миловидную собачку, кто не имел своих, брали собачек в наём на час или полчаса. По новому мосту невозможно было проехать, чтобы вам не предложили собачку на продажу или в наём. В галереях королевского дворца в огромных количествах собирались продавцы дамских собачек. И счастлив был тот покупатель, который, отдав большие деньги за лёвика не обнаруживал, придя домой, что его роскошная грива просто приклеена. Нередко продавец следовал за покупателем до дома, чтобы при удобном случае украсть собаку и получить за неё объявленное в публичных ведомостях вознаграждение.
Однако не одна постельная собака не занимает в летописях такого места, как маленькие английские борзые. Левреток очень любил король Фридрих II, две его любимицы Бише (Biche) и Алкмена вошли в историю. Принц Фридрих с сестрой Первая из них не покидала хозяина даже в боях. Однажды королю пришлось прятаться под мостом, по которому проезжали неприятели, Бише, проявив завидную сообразительность, замерла, не выдав лаем своего хозяина. В сражении при деревне Сор, Бише вместе с королевским экипажем была захвачена и досталась супруге генерала Надасти. И только после продолжительных переговоров собачку вернули королю. Похоронили любимицу короля на лугу дворцового сада, поставили небольшой памятник с надписью придуманной лично Фридрихом. Однако эта собачка прославилась и тем, что стала причиной вступления Франции в антипрусскую коалицию. Как-то вечером Фридрих высказал перед своими сотрапезниками далеко не лестную оценку госпожи де Помпадур. Показав на сидевшую рядом Бише, Фридрих сказал, что она его собственная де Помпадур. Разница состоит только в том, что вместо титула маркизы он пожаловал ей титул «бише» (что в переводе с немецкого означает «сука» или «публичная женщина»). Неудивительно, что известие об этом инциденте быстро достигло ушей мадам де Помпадур. Оскорбленная женщина убедила своего короля вступить в антипрусский союз.
Весть о смерти левретки Алкмены застала Фридриха в Силезии. Король повелел положить бедняжку в гроб и поставить его в библиотеке. Здесь оплакал он утрату вскоре после возвращения и приказал отнести гроб в усыпальницу на дворцовой площади в Сан-Суси, в которой завещал похоронить и себя. Но, как известно, она туда не попала. Его племянник и преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещания короля и повелел похоронить его в Потсдамской гарнизонной церкви, рядом с его отцом, Королём-солдатом Фридрихом Вильгельмом I. Лишь через 205 лет завещание Фридриха Великого было исполнено. 17 августа 1991 г. останки Фридриха в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси, а само погребение состоялось ночью, как и указывал в своём завещании прусский король. Вошли в историю и собаки ПетраIТиран и Лизета , чучела которых хранятся в кунсткамере. Не будем рассказывать о Тиране кобеле датской породы высотой аршин (71 см) и длиною 2 аршина. Лизета — сука английской борзой длиною около аршина и высотою 8 вершков (36 см), рыжего цвет с белым пятном на лбу. На шее у неё одет тёмно-зелёный бархатный ошейник, к которому прикреплено позолоченное колечко с саморучной надписью Петра: «За верность не умираю». Прославилась не только любовью и верностью к своему великому хозяину, но и тем, что спасла жизнь одному знатному царедворцу, попавшему в немилость к царю и посаженному в острог. Пётр настолько был зол на вельможу, что запретил не только просить о его помиловании, но и упоминать его имя. Даже сама императрица не смела нарушить этот запрет. На следующий день, когда император по обыкновению отправился в адмиралтейство и сенат, императрица приказала написать челобитную от имени Лизеты с представлением её бескорыстного служения царю и, раскрыв некоторые обстоятельства доказывающие невиновность осуждённого и просьбой рассмотреть это дело, так как это её первая просьба к государю. Написав челобитную, положили её Лизете за ошейник. Петр, вернувшись во дворец, увидел записку на шее у собаки, прочитав, засмеялся и сказал: «и ты уже Лизета с челобитными ко мне подбегаешь! Я исполню твою просьбу, потому что она от тебя первая». Пётр послал в крепость денщика с приказом освободить вельможу.
Мопс по кличке Форчун принадлежал французской аристократке Жозефине Марии-Розе де Богарне. Форчун спала в ее кровати, и этому не могло помешать присутствие мужа, даже если этот муж был сам Наполеон Бонапарт, в скором времени ставший императором Франции. Жозефина встретила Наполеона после выхода из тюрьмы, и они поженились 9 марта 1796 года. Но в брачную ночь возникла небольшая проблема: Форчун, привыкшая к присутствию в постели только Жозефины, не хотела допускать в нее узурпатора. Наполеон в свою очередь потребовал удаления собаки, на что Жозефина, согласно легенде, ответила: «Если Форчун не будет спасть в нашей постели, то и я не буду». Наполеон попытался схватить собачку, но та укусила его так сильно, что шрам на руке сохранился у него до конца жизни. Так великий завоеватель был побежден в своей собственной спальне. ПАПИЛЬОН МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ — эта маленькая собачка проводила свою хозяйку, королеву Франции, в последний путь на гильотину. После казни королевы ее приютила семья, жившая в здании, которое сейчас называется Дом Папильон. Продолжая рассказ о собачках в литературе — во многих произведениях породы собак указаны прямо, например «Дама с собачкой»: «Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц» В знаменитом рассказе «Каштанка»: «Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу…» Антон Павлович обижался, если кто-то называл другую породу. У А.П. Чехова были две таксы (Бром Исаич и Хина Марковна). Антон Павлович как-то написал своему издателю А.С. Суворину: "У меня новость: две таксы — Бром и Хина, безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный". Такс он считал поистине писательскими собаками. Лев Толстой «Булька»: «У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые» Если вы подумали, что мордашка это мордочка, вы ошиблись, мордашка это порода, вернее даже группа пород. Так что Булька скорее всего был бульдогом которые относились тогда к мордашкам. А вот в рассказе «Лев и собачка» Толстой породы не называет, но с уверенностью можно сказать, что речь идёт о болонке. Дело в том, что Толстой не придумал этот сюжет, а просто пересказал известную историю, описанную в 1880 году во втором томе книги Осипа Беляева «Кабинет Петра Первого» где сказано: «поймал случайно на улице прекрасную болонскую собачку и бросил оную ко льву» Собачий след в музыке. Кто из нас не играл «Собачий вальс» на пианино? А кто же автор? Авторство любят приписывать Шопену и даже рассказывают эпизод из его отношений с Жорж Санд — якобы её собачка подвигла композитора написать эту мелодию. Однажды во время возни со своим пуделем Жорж Санд сказала: «Если бы у меня был талант, я бы непременно сочинила какое-нибудь произведение в честь этой собаки» Шопен действительно написал 64–й опус, который также называется “Вальс маленькой собачки” (“Valse du petit chien”) “ но это совсем другая мелодия. Кстати наш собачий вальс и вальсом то не является – это скорее полька. Да и собачий он только в России. Эта пьеса по-разному называется в разных странах. Разноязычные названия собачьего вальса свела воедино японский музыковед Хироми Окэтани; по её сведениям, в Германии, Бельгии и Нидерландах он называется «блошиным вальсом» (нем. Flohwalzer, фр. Valse de Puce, нидерл. Vlooien-Mars), в Дании «принцессой двуногой» (дат. Prinsesse Toben), в Венгрии «ослиным маршем» (венг. Szamr-Indul), в Болгарии «кошачьим маршем» (болг. Котешки марш), в Мальорке «полькой дураков» (исп. Polca de los Tontos), в Финляндии «кошачьей полькой» (фин. Kissanpolkka), во Франции «отбивной котлетой»(фр. Ctelettes) и т.д. Вторым «автором» собачьего вальса называют немецкого композитора Фердинанда Ло (нем. Ferdinand Loh), но он персонаж вымышленный. Немецкий музыковед Эрик Бауман написал шуточную биографию Фердинанда Ло в которой и назвал его автором «блошиного вальса» (F.Loh –floh — по-немецки блоха). Так что вряд ли мы когда ни будь узнаем имя автора собачьего вальса, как впрочем и автора «Чижика-пыжика». Не только Шопен посвящал свою музыку собачкам, так известно, что Моцарт одно из своих произведений посвятил своему шпицу Пимпирле. Жена Чайковского Антонина Ивановна в своих мемуарах писала, как за несколько лет до их свадьбы Пётр Ильич как-то увидел мальчишек, которые собирались утопить беспризорную собаку в Москве — реке. Он немедленно достал кошелек и предложил им все деньги, которые у него были взамен собаки. Чайковский отвел её домой и назвал Бишкой. Она, оказалась, очень умной собакой и ужасно была привязана к нему, вспоминала Антонина Ивановна. Когда Чайковский уехал из Москвы осенью 1877 после развода с супругой, Бишка был поручен к заботе его подруге Марии Головиной. Две работы композитора посвящены этой небольшой собаке: «Письмо в стихах Марии Головиной» и шуточный романс: «Собака низкая, бессовестная Бишка...» Мария Головина Вот что пишет Нина Берберова в книге “Чайковский”: «…собака Бишка, сомнительная левретка, спавшая часами на его коленях и по нескольку раз в год рожавшая непременно по шести щенят» На одном уважаемом англоязычном сайте о Чайковском прочитал предположение, что кличка Бишка это производное от русских междометий биш + ка и означает, по их мнению, "now, come on!" , а мне вот кажется, что Бишка тёзка Бише Фридриха Великого, а перевод немецкого «Biche» мы уже знаем.
Литература: 1. Осип Беляев. Кабинет ПЕТРА ВЕЛИКОГО : (Императорская типография, 1880 ) источник НОНЕЙМ Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |