03:28 Про 5.1 от Jagger'a - Эллиот Шайнер воспевает многоканал | |
Обладает не только обширной коллекцией музыки в форматах SACD, DVD-Audio и DTS, но и довольно большим количеством информации по этому поводу.Есть в Питере у меня знакомый, большой поклонник аудио 5.1. Зовут его Jagger, собственно - это он на юзерпике. Обладает не только обширной коллекцией музыки в форматах SACD, DVD-Audio и DTS, но и довольно большим количеством информации по этому поводу. Любезно согласился делиться. Поэтому начнем прямо сегодня. Для начала - интервью с интересным человеком из журнала Mix. За последние несколько лет ветеран звукоинженерии Эллиот Шайнер (Elliot Scheiner) стал самым неистовым и явным защитником многоканальных миксов. Он также автор нескольких лучших музыкальных работ в объемном звуке - послушайте DVD его блестящих миксов "Hell Freezes Over" группы Eagles, "The Dance" группы Fleetwood Mac. Его последний 5.1-проект, "Brand New Day" Стинга, был, по большей части, записан Саймоном Осборном (Simon Osborne) на вилле Стинга в Тоскане и сведенный (в стерео) на пульте SSL студии Mega в Париже. Шайнеру нравится создавать свои многоканальные сведения в Presence Studios в старом добром Коннектикуте, потому что эта студия "недалеко от меня, всего в 15 минутах, и там стоит пульт [Neve] VR, цифровой пульт, аналоговый пульт, система Fairlight - лучше и быть не может", - говорит он. Мы поговорили с Шайнером о последнем альбоме Стинга и вообще о 5.1. - Что Вы узнаете нового, переходя от проекта к проекту - от Eagles к Fleetwood Mac и к Стингу? - Главное, что я понял, это что делать с центральным динамиком: для чего его нужно использовать и для чего нельзя. Сейчас я считаю, что на него не стоит ставить слишком большой объем чего-либо. Первый [объемный] микс я сделал для Eagles и я толком не понимал, для чего нужен центральный динамик, само его существование мне казалось странным. Я не знал, что он предназначен, в основном, для фильмов - туда обычно ставят дорожку с диалогами. Так что, можно сказать, что у меня была неверная информация. Мне сказали: "Используй его, чтобы подчеркнуть что-либо, чтобы вынести что-то на передний план". Я должен был понять, что это было ошибкой. В итоге, в одном из миксов, я поставил на центральный динамик только ведущий вокал. К счастью, это была отличная вокальная партия, и ее можно было слушать, выключив остальные динамики, но я этого больше не сделаю. Следующий открытый вопрос: для чего использовать тыловые динамики. Озвучивая фильмы, многие звукоинженеры ставят в комнате микрофоны для эмбиента. Но я считаю, что нужно использовать тыловые динамики для чего-нибудь еще - у нас есть динамики, давайте ими пользоваться. Мне кажется, покупатель DVD, тратя деньги, хочет услышать что-то, кроме ревербаций из задних колонок. Они платят высокую цену и хотят, чтобы им крышу снесло. Я думаю, они хотят испытать что-то новое. Поэтому я стремлюсь окружить слушателя музыкой. Я рискую. Я могу поставить в тыловые динамики странные вещи. Я могу поставить в тыловые динамики барабаны. Может быть не основные, но дополнительные поставлю. Или если есть лупы, я могу их затолкать в тыл. - Как стерео в тыловых динамиках? - Обычно да. Но вчера я позвонил звукоинженеру фильма, над которым я работаю ("Покемон"), и он сказал: "Делай, что считаешь нужным. Я за". Было приятно слышать, что кто-то в среде кино не имеет ничего против подхода "музыка вокруг". - Работая над проектом Стинга, Вы начали со стерео миксов Саймона Осборна. - Он приехал в Коннектикут. Мне нравится это помещение, потому что оно прекрасно подходит для 5.1, для меня. Я делаю все свои многоканальные сведения там, когда могу. У меня есть Panasonic DA7, и я пользуюсь им в связке с VR. Они справились с 80-канальным сведением. Потребовалось много программирования. Много оркестра. Много эффектов. Много вокала. И это изумительно звучит в 5.1. - Какие решения Вам пришлось принять во время работы над этой конкретной записью? - Эта запись отлично подходит для 5.1, потому что там есть, где развернуться. У меня была возможность сделать многое из того, что я хотел сделать. Я позвонил [менеджеру Стинга] Майлзу Коупленду перед тем как начать и сказал: "Знаете, мне нравится экспериментировать. Я ставлю большую часть музыки в динамики окружения", и он не возражал. Он сказал: "Давай. Стинг сам большой экспериментатор". Когда вы сидите в комнате для 5.1, вы находитесь в самом центре целой музыкальной группы. - Что Вы сделали с оркестром? - Восемьдесят процентов времени я поставил в тыл. - Когда Вы сидите там, в гуще всего этого, Вы пытаетесь представить визуально, где будут находиться инструменты, чтобы Вы могли заставить группу звучать непосредственно перед оркестром? - На самом деле нет. Это скорее, как если бы группа была передо мной, а оркестр позади меня, как если бы я сидел между ними. В другом треке вам, возможно, захочется, чтобы все были вокруг вас, а перед вами была основная часть группы. Сделав много живых проектов с Фогерти, The Eagles и Fleetwood, я просто хотел, чтобы слушатель ощущал себя на сцене. Я всегда делал акцент на группе. Но всех, кто не был одним из пяти-шести ребят из группы, я ставил в боковые динамики - дополнительного клавишника, или дополнительных гитаристов, или оркестр, или солистов. Когда вы сидите и слышите публику сзади и сбоку от вас, вы ждете, что вся музыка будет звучать спереди и, внезапно, вы понимаете, что вы на сцене. На самом деле не важно, какую визуальную картинку иметь в голове, я просто хочу увлечь вас всем происходящим. - Что Вы делали с вокалом Стинга? - Он всегда спереди, в левом и правом динамиках с едва уловимым звучанием из центрального. Теперь я, по большей части, использую центр для небольшой толики ведущего вокала, ставлю туда немного басов, немного малых барабанов, немного бас-барабанов и, в целом, все. - То есть, по существу, Вам пришлось микшировать с наброска, используя 80 дорожек? - Это близко к правде. Если бы пришел Саймон, мы бы включили многодорожечник, и он бы увидел почти те же настройки эквалайзера как те, что на стерео [миксе]. Знаете, если бы кто-нибудь купил стерео, а затем купил 5.1, мне не хотелось бы, чтобы объемный звук раздражал его, подчеркивая множество разных вещей. Так что я пытаюсь сохранить звук, который был у Саймона, хотя я и изменил кое-что, например малые и бас-барабаны. Они чуть-чуть отличаются от оригинального стерео микса, но когда есть сабвуфер [в многоканальном миксе], музыка уже не будет звучать точно также как стерео. - Тем не менее, разве пространственная акустика, по определению, не может изменить акценты в определенных местах? - Конечно, может. И обычно так и выходит. Получается такое огромное пространство, что в два динамика просто невозможно поместить все, что нужно. В 5.1 можно оттенить почти любой элемент. - Мне кажется, что нам нужно время, чтобы наши уши и головы привыкли к многоканальному звуку. Нужна определенная работа мысли, чтобы начать его воспринимать. - Возможно, иногда это может быть сложновато. Я думаю, люди вроде Вас, люди бизнеса, определенно, станут более открыты по отношению к этому формату и вскоре извлекут из этого пользу. Мы увидим огромные изменения на рынке, где автомобильные компании начинают устанавливать DVD в машины. Людям снесет башню. Когда я сводил Fleetwood Mac в 5.1, рядом со мной не было ни одного члена группы. Наконец, в самый последний вечер, я уговорил их прийти, и втиснул в маленькое пространство в студии перед колонками. И когда я проиграл для них многоканальную версию, у них отвисли челюсти. Линдси Бакингем (Lindsey Buckingham) сказал: "Я не думаю, что смогу после этого снова слушать стерео". Это говорит о многом. Мне кажется, многим людям будет тяжело вернуться к стерео. - Как Вы работали с секвенсорным материалом? Есть ли какие-то отличия в требованиях к ревербациям или эффектам в 5.1? - Зависит от того, что с ними сделано в оригинальном миксе. Если это действительно важный элемент, вероятнее всего он будет спереди, а если одновременно происходит много разного, я могу поставить их и назад, чтобы я мог сохранить основную картину спереди, а сзади бы звучали эффекты. 5.1 открывает так много возможностей, и пока нет почти никаких правил. - Какими динамиками Вы пользуетесь? - Я пользуюсь KRK; до сих пор они очень хорошо работали. - Первая волна покупателей домашних многоканальных аудио систем видимо предпочла, по большей части, небольшие дешевые тыловые динамики, так что постоянно присутствовал звуковой дисбаланс в способе передачи информации слушателю. - Это проблема. И причина - в киноиндустрии: для того, что они ставят в тыловые динамики, полноценные колонки, толком, не нужны. Так что для них годятся и небольшие динамики-сателлиты. Производители удовлетворили их требования и выпустили системы с тремя основными - а иногда даже центральный динамик отличался - и двумя совершенно иными динамиками окружения. Сейчас, когда музыка начинает создаваться в 5.1, люди начинают задумываться, должны ли все динамики быть полнофункциональными. Я не думаю, что мы можем указывать кому-либо, где поставить динамики дома. Иногда просто нет места для тыловых колонок. Иногда из-за мебели людям приходится ставить тыловые динамики в стороне. Это нормально; эффект получается другим, но преимущества 5.1 все равно видны. Я думаю, по мере нашего продвижения в этой области, все больше людей будут выделять отдельные комнаты для этих целей. Особенно с приходом [телевидения] высокого разрешения, я думаю, люди будут помешаны на домашних кинотеатрах. - Попрощайтесь с домашними офисами; их заменят кинотеатры. - Надеюсь. Это было бы отличным акустическим окружением. Я сбился со счета, сколько раз я слышал мои записи в домах знакомых на их системах и думал: "Это же ужасно!" [Смеется.] Так что я заинтересован в том, чтобы люди улучшали свои системы. - Какие ограничения у технологии на этот момент? Если центральный динамик бесполезен, зачем он вообще нужен? - Я не знаю, нужен ли он. - Так значит, все-таки, четыре динамика - оптимальное количество! - Возможно. Алан Парсонс работает с 5.1, но обычно он работает с четырьмя, и результат звучит потрясающе. Я думаю, он использует фантомный центральный канал. Как бы то ни было, придется сохранить центр, потому что он нужен киноиндустрии, а нам придется с этим примириться, если мы собираемся использовать одну и ту же технологию с ними. - Вы становитесь Мистером 5.1. - Ну, формат мне очень нравится. Я его настоящий приверженец. Мне нравится в нем работать. С творческой точки зрения, для меня это как воздух. - Как Вы думаете, для Вас бы что-нибудь изменилось, если бы Вы работали над проектом с самого начала, а не пришли потом для работы над 5.1? - Я работал над многими проектами с самого начала, со стерео. Теперь я постоянно думаю, что запись можно сделать в 5.1. Так что, когда я делаю студийную запись, я устанавливаю эмбиентные микрофоны в комнате, чтобы записать несколько эмбиент-треков барабанов, например. Но кроме этого, почти ничего. Мне кажется, лучший способ записи - живая запись, особенно, если вместе со звуком идет видео. - Сейчас Стинги и Флитвуд-Маки мира переходят на 5.1. Когда дойдет до небольших проектов? - Трудно сказать. Звукозаписывающие компании ведут себя весьма избирательно, пока не увидят реакцию рынка. Я уверен, что они были бы рады больше работать с 5.1, но они не хотят за это платить. Звукозаписывающие компании делают некоторые неприятные вещи. Например, сейчас они пытаются сделать ремиксы некоторых классических записей в 5.1, потому что знают, что рынок стареет демографически, поэтому они думают, люди будут платить больше за 5.1, скажем, "Gaucho" [Steely Dan] или "Hotel California" [The Eagles]. В общем, звукозаписывающие компании обращаются к оригинальным, смикшировавшим классические записи, звукоинженерам со словами: "Мы хотим сделать это еще раз, но не можем себе позволить вас", - и, в итоге, нанимают помощника звукоинженера за гораздо меньшие деньги. Этот парень вообще не должен микшировать запись, а он микширует ее в 5.1! Целостность оригинала зависит от него, особенно когда звукозаписывающая компания говорит: "А, не волнуйся по поводу того, какими были ревербации на исходной записи. Используй новые, цифровые, и все будет нормально". И, на самом деле, запись может нормально звучать, потому что она многоканальная. Но в ней может не быть глубины и образности оригинала. Я считаю необходимо сохранять определенную целостность. В этом конкретном случае, о котором я говорю, артиста уже нет в живых, поэтому, по большому счету, все равно. В общем, я надеюсь, что артисты будут участвовать в процессе, когда их текущая звукозаписывающая компания или их старая звукозаписывающая компания решат сделать ремикс чего-нибудь в 5.1 и не захотят с ними посоветоваться. - Ну посмотрите на первые ремастеринги для CD, когда группы почти не участвовали в процессе, и получалось настоящее барахло. - Это правда, но Вы говорите об обновлении, а фактически большинство групп не принимали участия и в первой записи. Но я знаю, о чем Вы. Я говорю собственно о ремикшировании, это - другое. - Есть ли другие проекты, в которых Вы принимали участие и могли сорваться с цепи и делать необычные вещи? - По-настоящему - нет, потому что пока все, что я делал в 5.1, уже было выпущено в стерео, и я должен был сохранять целостность. - Но вы с трудом себя сдерживаете. Я вижу! - О, да! Свободнее всего было, когда я ремикшировал запись группы Toy Matinee, это был их первый альбом, уже сведенный Биллом Боттреллом (Bill Bottrell). И получилось невероятно! Звук маршировал вокруг динамиков. Это было здорово. На записи Стинга у меня иногда проходит панорама на 360 градусов в некоторых партиях. Звучит здорово. - Я думаю, что было трудно сделать это так, чтобы не получилось дешевого трюка ради трюка. - Ну, зависит от того, насколько громкий звук. На записи Стинга все это едва заметно, потому что это именно то, что оно и есть, но на секунду появляется ощущение, что слушаешь винил. - Сколько времени заняла у вас работа над проектом Стинга? - Около двух недель. Чуть больше песни в день. Мне очень нравится эта запись. Она очень хорошо сделана, в ней чувствуется, что это мировая музыка. У него удивительный голос. Здорово. И он звучит еще лучше в 5.1! Интервью Mixonline.com (Blair Jackson) | |
|
Всего комментариев: 0 | |