Воскресенье, 24.11.2024, 05:52
Приветствую Вас Гость
Главная » 2010 » Июль » 5 » Какой-то запрещенный контент
10:56
Какой-то запрещенный контент
Все это актуально и сегодня, когда по мнению бывшего директора центральной разведки США Р.Хилленкеттера: “По прежнему ищу в компьютере "Сифилис", и, попутно, нахожу ОЧЕНЬ много странных вещей. Вот, скажем, глава какой-то книги. Висит в отдельной папке "Секретные базы данных", но кроме этого документа в папке ничего нет

Александр Доронин

Старший преподаватель Института повышения квалификации информационных работников Росинформресурса.

 аналитическая разведка.

Глава из книги "Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия".

1. Введение.

Открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации. Этот факт в своих произведениях отмечал еще В.И.Ленин, крупнейший авторитет царской России в области ор­ганизации подпольной информационной работы: “Легальный материал особенно важен... Не будет преувеличением сказать, что по одному легальному мате­риалу можно еще кое-как напи­сать профессиональную брошю­ру, а по одному нелегальному - невозможно. Собирая нелегаль­ный материал... невозможно и приобрести таких знаний ... какие в массе рассеяны в мелких газет­ных корреспонденциях и в специ­альных промышленных, санитар­ных, земских и пр. изданиях”.

Все это актуально и сегодня, когда по мнению бывшего директо­ра центральной разведки США Р.Хилленкеттера: “80% разведывательной инфор­мации получается из таких обы­чных источников, как иностранные книги, журналы, научные и технические обзоры, фотографии, данные коммерческого анализа, газеты, радиопередачи, а также из общих сведений, полученных от лиц, имеющих представление о делах за границей”.

Так например, проведенный ФБР анализ дешифрованных радиограмм советского разведчика Рудольфа Абеля показал, что основную канву для своих политических и экономических сообщений в московский центр (информация об атомной бомбе, тема для отдельного разговора) он черпал из публикаций “Нью-Йорк Таймс” и “Сайентифик Америкэн” дополняя отдельные неясные места агентурной информацией.

 

В связи с этим Шерман Кент, американский историк, работавший в Центральном разведывательном управле­нии США, делая поправку на открытость американского общества, поднимает планку еще выше, до 95 процентов. Чтобы доказать свою точку зрения, Кент предложил пяти профессорам Йельского университета под­готовить отчет о состоянии вооруженных сил США, численности боевых частей и соединений не ниже уровня дивизии, мощи военно-морского флота и боевой авиации (с описаниями кораблей и самолетов), разре­шив пользоваться при этом только открытыми источни­ками информации. Работа продолжалась около трех месяцев. В итоге ученые представили Кенту несколько сотен стра­ниц данных, сопроводив их 30-страничной обобщающей справкой. Оценка Кента была следующая: на 90 про­центов отчет ученых соответствовал истинному положе­нию вещей. По иронии судьбы ЦРУ незамедлительно засекретило результаты проведенной работы, получив­шей название “Йельского отчета”.

О том, что в открытой советской прессе также содержалось не мало интересной информации свидетельствуют данные исследования источниковой базы отчета ЦРУ SOV С87 - 10043 “Вычислительная тех­ника на предприятиях народного хозяйства СССР” (Enterprise-Level Computing in Soviet Economy), выпущенного в августе 1987 года: “при работе над отчетом использовалось 347 открытых источников, в том числе 295 - советских (85%)”.

Служба безопасности предприятия также может получать из средств массовой информации сведения по очень широкому кругу вопросов, необходимо только грамотно организовать поиск.

Качественная работа профессиональных журналистов по духу во многом близка к работе спецслужб, и это можно и нужно максимально использовать. Журналиста, который постоянно пишет о каких-то однотипных проблемах, вполне можно рассматривать как эксперта в той или иной области. Кроме того, пресса дает представление о ситуации не просто на цифрах, а на понятном языке, пусть даже на уровне слухов, сплетен и ощущений, что позволяет связывать сухие факты и цифры в целостную картину состояния рынка.

Материалы СМИ позволяют сопоставлять, уточнять и снабжать новыми подробностями данные, полученные оперативным путем, а также давать новые направления для текущей информационно-поисковой работы.

Так например, по словам известного амери­канского советолога П. Стивена (Вирджипский университет), тщательное исследованием советских СМИ периода горбачевской перестройки позволило правительственным структурам США “по-новому оценить ра­боту бывших граждан СССР и стран Восточной Европы, от кото­рых мы раньше зависели в получе­нии информации из первых рук, но чье личное пристрастие иногда сказывалось на достоверности их сведений”.

 

2. Методология работы с открытыми источниками информации.

При планировании работы по аналитической обработке прессы, прежде всего, надо определиться с ее целью, затем выяснить информационные потребности потребителей информации (в том числе и самой СБ) и только после этого приступать к подбору источников информации.

Совершенно очевидно, что для превращения опосредованной информации в проблемно-ориентированный информационный массив, нужно использовать целенаправленный подход по активному восприятию постоянно поступающих информационных потоков. В отличие от широко распространенного мнения, совсем необязательно 24 часа в сутки проводить за чтением печатной продукции. Для этого вполне достаточно выделить полчаса своего рабочего времени. Самое важное в этой работе — правильно подобрать источники информации, обработать их с использованием принципа “ключевых слов”, и, наконец, грамотно организовать сортировку, классификацию и хранение уже отобранной информации.

Очень часто данные в различных источниках многократно дублируют друг друга. Поэтому простое количественное увеличение обрабатываемых источников приводит только к перегрузке аналитика без видимых результатов улучшения качества его работы. Ситуация с избытком информационного шума в обрабатываемых информационных массивах намного более опасна, чем информационный голод. Так, например, специализированные организации для создания ежедневной сводки объемом в одну страницу с оценочным суждением по одной проблеме обрабатывают информационный массив объемом примерно в 7 млн. слов.

Работая с конкретной публикацией, необходимо из всех проблем отраженных в ней, выбрать только то, что отвечает вашим информационным потребностям, и в дальнейшем обращать внимание только на это.

Для качественного анализа пригодности того или иного периодического издания достаточно взять несколько его номеров за определенный период, например, за неделю и составить по рубрикам список всех опубликованных там статей. Работа это довольно скучная и нудная, но зато с течением времени она себя окупит с лихвой. Это приводит к тому, что из всего широкого спектра имеющегося на рынке средств массовой информации выбирается именно тот его сегмент, который наиболее полно совпадает с вашими информационными потребностями.

Так, например в период холодной войны для американской воен­ной разведки наибольший интерес пред­ставляли 11 наиболее крупных советских военных журналов и газет, включая “Коммунист Вооружен­ных Сил”, “Военно-исторический журнал”, “Военный вестник”. Кроме того, для детализации отдельных вопросов советского военного строительства аналитики РУМО внимательно изучали значительное число ме­нее известных и более специализированных периодических изда­ний.

Кстати, необходимо отметить то, что с течением времени приоритеты в исследовании СМИ могут заметно измениться.

И если в конце 80-х годов важней­шими источниками информации для американцев по военно-политическим про­блемам были газеты “Красная звезда”, на которую приходится 75% всех ссылок, и “Правда” (16%).

То в начале 90-х годов интерес к российским открытым источникам (в частности, газетам) стал более ди­версифицированным.

В плане практического применения к обсуждению можно предложить два принципиально отличающихся, но, тем не менее, в равной мере имеющих право на жизнь организационных подхода к первичной обработке материалов СМИ.

Использование собственных возможностей по обработке СМИ. Все материалы СМИ, поступающие на хозяйствующий субъект, могут обрабатываться ответственным за это лицом и согласно разработанному классификатору соответствующим образом сортироваться и храниться, в том числе и СМИ, поступающие в электронном виде.

При невозможности выделения отдельной штатной единицы для работы с прессой, сотрудники СБ должны начинать свой рабочий день с ее изучения.

За каждым из них закрепляется по две-три центральных и местных газеты, на утренней оперативке у руководства, помимо постановки задания на день, каждый сотрудник должен делать краткий обзор наиболее интересных публикаций прессы в своей зоне ответственности. В процессе этой своеобразной “политинформации” происходит обмен мнениями, и расставляются акценты. На данных мероприятиях каждый оперативник выстраивает для себя приблизительную модель вопросов разведывательного плана, которые он должен будет отработать “в поле”.

В течение дня на встречах с источниками, в полуофициальных или не­официальных беседах эта информация уточняется и перепроверяется, приобретая необходимую надежность.

Наиболее интересные статьи должны переводиться в электронную форму и заноситься в базу данных. Следует отметить, что для сокращения чисто механических функций по переводу печатных материалов в электронный вид целесообразно применение сканирующих устройств. Впрочем, некоторые информационные материалы можно бесплатно скачать из Интернета или за относительно невысокую плату приобрести в редакции издания (сегодня при газетах, службах новостей очень часто имеются подразделения, где можно получить досье на фирмы или людей именно по совокупности событий, публикации о них).

Хранение материалов в электронном виде также имеет определенные нюансы. Материалы могут заноситься в базу данных интегрированного банка данных. Если же организация ограничена в людских и материальных ресурсах, и формировать собственную базу данных просто некогда и некому, то для работы с объемными информационными массивами нужно использовать программы полнотекстового поиска. Программы данного класса широко используются аналитическими подразделениями при работе с большими объемами текстовой и иной информации (ленты электронных новостей, архивы прессы, статей, рефератов, отчетов).

В качестве хорошо зарекомендовавшего себя средства можно порекомендовать разработку НПК “Кронос-Информ” “CROS”.

Данное программное обеспечение устойчиво работает в ОС Windows, нетребовательно к ресурсам, удобно и просто в эксплуатации. Существуют как локальная, так и сетевая версия этого программного продукта.

 “CROS” при загрузке в него автоматически распознает все основные форматы и кодировки текстовых файлов, поддерживает архивы электронных документов и с высокой скоростью осуществляет поиск информации в них по любым сочетаниям слов и свойств документов. Программа обладает развитыми средствами навигации (простой, но мощный язык запросов), сортировки и просмотра найденных фрагментов документов, а также автоматизированной компоновки отчетов.

Если сравнивать с имеющимися аналогами, то “CROS” практически не имеет ограничений на объем накапливаемой информации, при этом значительно экономя пространство на жестком диске. Возможности данной версии программы соответствуют самым строгим требованиям профессионального использования, а низкая стоимость открывает широкие возможности для применения в работе с личными архивами документов.

Демо-версию программы “CROS” и СУБД “Cronos Plus” можно найти на сайте НПК “Кронос-Информ” по адресу в Интернет: www.cronos.ru.

Использование сторонних возможностей по обработке СМИ.

Информация может закупаться на стороне, чем должны заниматься специально выделенные люди. Иногда бывает так, что функции первичной обработки материалов СМИ дешевле передать сторонним лицам, нежели проводить ее силами собственных сотрудников. В первичной обработке прессы значительную помощь могут оказать работники библиотек, которые очень дешево и достаточно профессионально выполнят мониторинг требуемых изданий, в том числе и иностранных.

В недалеком прошлом дайджесты прессы в основном готовили надомники. Это значительно снижало нагрузку на оперативный состав, разгружая его от монотонной и малоквалифицированной работы.

В настоящее время, таким способом удобно и выгодно обрабатывать местную прессу не представленную в электронном виде.

Аналитическая обработка.

По своей направленности печатные материалы можно разделить на следующие категории: обзорные статьи, статьи дискридитационного плана, заказные рекламные статьи и статьи, разглашающие коммерческую тайну.

Методология обработки печатных изданий выделяет следующие категории данных: базовая информация (для дальнейшей аналитической обработки); текущая информация о фактах; субъективно-оценочные категории, содержащие оценки и предупреждения.

Читая статью необходимо проанализировать не только излагаемые в ней факты, но и понять и прочувствовать личное отношение автора к излагаемой проблеме.

Во многом этому помогает приблизительное знание принадлежности средств массовой информации к конкретным финансово-промышленным группировкам, хотя ангажированная линия может проводиться достаточно тонко. Средства массовой информации всегда выражают интересы своих хозяев. Это аксиома и для нас, и для Запада. Но если западники вмешиваются в политику СМИ только в наиболее драматичные моменты, например, во время войн и выборов, то у нас пресса контролируется даже по мелочам. Никогда не стоит преувеличивать “независимость” журналистов, то, что СМИ подстраиваются под “хозяина” известно всем. Материал, написанный журналистом и подвергнувшийся редакторской правке, может сильно отличаться от первоначального варианта. Но это не повод для отказа от информационной работы, дело в том, что много СМИ, много хозяев и, следовательно, разных политических мнений.

Сравнительный анализ информации из различных источников может привести к весьма интересным выводам. В этом плане весьма интересен следующий пассаж А.Даллеса из его книги “Исскуство разведки”: “Любопытно, например, сравнить опубликованный в со­ветской печати официальный текст выступления Хрущева с тем, что он сказал в действительности. Его ставшая зна­менитой реплика, брошенная западным дипломатам на приеме в польском посольстве в Москве 18 ноября 1956 г. “Мы вас похороним”, не была доподлинно процитирована в отчетах советской прессы, хотя многие ее слышали”.

Из чего Даллес делает следующие выводы: “По-видимому, правительственная печать имеет право подвергать высказывания премьера Хрущева цензуре, вероятно, с его санкции. Позднее, когда до Хру­щева дошел смысл сказанного им тогда, он дал своим сло­вам пространное и смягчающее толкование. Следователь­но, знать, как и почему содержание какой-либо истории искажается, зачастую так же интересно, как и ее фактиче­ское содержание. Нередко случается, что существует одна версия для “внутреннего потребления”, вторая — для дру­гих стран коммунистического блока и третья — для зару­бежных стран. Бывают случаи, когда “сказки”, которые коммунистические режимы рассказывают собственным народам, свидетельствуют о появлении у них новых слабых мест и возникновении новых опасностей”.

Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции, формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны, на профессиональном жаргоне все это называется — “активные мероприятия”.

Конечно, очень многое в прессу не попадает или попадает в искаженном виде, также имеется вероятность сознательного дезинформирования в ходе ведущейся оперативной игры. Кстати, одной из самых эффективных методик дезинформирования является “белый шум”, эта методика состоит в том, что выдается огромное количество новостей, которое просто не поддается сортировке.

В дальнейшем теме “активных мероприятий” и технологиям дезинформации будет посвящена отдельная глава, а пока мы продолжим наш разговор об аналитической обработке материалов СМИ. 

Прежде всего, при анализе информационных материалов внимание должно концентрироваться на следующих ключевых моментах: количество позитивных и негативных по отношению к хозяйствующему субъекту публикаций (контент-анализ); круг их авторов, а по возможности, и заказчиков; степень монополизации данной темы; имеющиеся взаимосвязи между рекламными объявлениями конкурентов и заказными статьями в отношении того или иного хозяйствующего субъекта; наличие в изучаемых материалах сбалансированной оценки происходящего.

Таким образом, анализ собранного информационного массива позволяет установить характер взаимосвязей между следующими основными элементами: содержание и направленность сообщения; источник сообщения; личность журналиста, его связи и контакты в деловых и политических кругах.

А теперь более подробно поговорим о применении технологии контент-анализа.

В специальной литературе дается различное толкование этого термина: статистическая семантика; техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации; техника для получения выводов при помощи объектив­ного и систематического установления характеристик сообщений

Если же говорить простым языком, то контент-анализ - содержательный анализ на основе формализованных методик. Он состоит в выделе­нии в тексте некоторых ключевых понятий или иных смысло­вых единиц и в последующем подсчете частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Так анализ содержания проводится не интуитивно, не на "глазок", а с по­мощью методик, обеспечивающих получение достоверного и объективного результата.

В этом случае объективность контент-анализа определяется тем, что каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому в качестве верификации (проверки) необходимо повторение того же резуль­тата другим исследователем на том же материале. В гуманитарных науках достаточно сложно придти к единому мнению, мы можем опросить 50 экспертов, и они дадут нам различных 50 результатов. В отличии от этого контент-анализ же явля­ется довольно точной исследовательской техникой.

Для более полной характеристики метода необходимо доба­вить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовой материал здесь пред­ставляется промежуточным объектом. Нас интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, журналистом Х такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ — это всегда со­поставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно сопоставление невер­бального и вербального потоков: данных о рождаемости и ин­формации о детях-героях в литературных журналах. Возможно сопоставление данного вербального потока и нормы: частоты употребления определенного слова в статьях определенного журналиста и стандартной частоты употребления этого слова в языке нащшего времени.

Основные этапы контент-анализа следующие:

а) формулировка задачи, определение программы ис­следования;

б) определение выборки (той части текстов, которые до­статочны для анализа всего массива публикаций и обеспечи­вают репрезентативность выборки);

в) определение единого семантического толкования ключевых понятий исследования;

г) составление кода, перечня характеристик текста, от­вечающих задаче исследования (единиц анализа);

д) составление рабочего документа, кодированной кар­точки и инструкции кодировщику (человеку, который будет работать с текстом, фиксировать частоту употребления еди­ниц текста);

е) составление сметы исследования;

ж) компьютерная обработка данных;

з) предъявление результатов исследования.

Контент-анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому может использоваться и метод экспресс-анализа. В его основе лежит количественный подсчет содержательных элементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учет качественных харак­теристик публикаций (соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность).

Как и при контент-анализе, эти характеристики текста кодируются, обозначаются определенной цифрой и затем при чтении текста исследователь их фиксирует.

Контент-анализ используется в таких областях, как изу­чение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психо­аналитические исследования. Этот диапазон охватывает, по подсчетам исследователей, 60% всех работ.

Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие ти­пичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитывать:

а) частоту,

б) наличие/отсутствие каких-то тем,

в) связь между темами,

г) основные темы.

Алгоритм проведения контент-анализа:

1.        Определиться с выбором смысловых единиц. Это могут оскорбления и угрозы, призывы и порывы благородного негодования, элементы личной позиции автора или что-то другое, т.е все то что необходимо выявить.

2.        Составляется перечень поисковых смысловых единиц, определяется предметная область поиска. Предметная область поиска — это все оперативные версии и гипотезы о соответствующих риск-факторах в деятельности предприятия.

Далее следует выявление в исследуемом тексте индикато­ров — моделей оформления каждой смысловой единицы языковыми средствами. Теоретически их число может быть огромным, но с учетом тяготения людей к накатанным стереотипам, в практической работе реальное число ин­дикаторов не так уж и велико. Индикаторы вписываются рядом с каж­дой смысловой единицей. На этом же этапе нужно определиться с еди­ницей счета: чем будет мерить? Обычно учитывается частота употребле­ния смысловой единицы, и такие ее количественные характеристики как число строк, площадь газетной полосы или длительность вещания. Теперь мы имеем четкую систему правил для анализа, материала.

3. Анализ может проводиться как в ручную, так и с помощью компьютерных программ анализа текстовой информации. (В компьютер­ном варианте инструментария достаточно отсканировать печатный лист, распознать отсканированное и обработать компьютерной программой анализа. На выходе вы получаете полную “картинку” материала, с указанием его возможной направленности в ту или иную сторону и соответствующее обоснование — комментарии полу­ченных выводов. Компьютерные программы хороши для обработки боль­ших массивов информации и для отслеживания динамик и тенденции в сообщениях. Например, отдельный блок программы по мере поступления новой информации, подшивает полученные выводы к общей композиции исследований данного объекта. Контент-анализ дополняется динамиче­скими изменениями содержания информации.

Еще один метод, применяемый при аналитической обработке прессы - сопоставление фактов, намеков, мнений, версий, фамилий, т.е. разнородной информации по ключевому слову, фамилии, факту.

В качестве курьезного примера применения метода сопоставления фактов, можно привести старый анекдот про землетрясение, когда средства массовой информации сообщают, что жертв и разрушений нет. А некоторое время спустя в центральной прессе под заголовком “очевидное-невероятное” появляется статья о вернувшейся домой собаке, которая пропала во время последнего землетрясения со стадом овец и 5 пастухами.

Возвращаясь к методике оценки достоверности и верификации информации получаемой из СМИ в ряде случаев бывает достаточно смыслового совпадения данных из объективно независимых источников. Как уже отмечалось выше, “независимость” источников оценивается по просачивающейся информации о принадлежности органа массовой информации к конкретной финансово-промышленной группе или коммерческому банку. Если информация подтверждается источниками, принадлежащими различным конкурирующим финансово-промышленным группировкам, то велика вероятность ее достоверности.

Горячей порой сбора различной открытой информации являются предвыборные кампании в законодательные и исполнительные органы власти. Интересен анализ публикаций “за” и “против” различных кандидатов, фиксация факта поддержки того или иного кандидата. При квалифицированном сборе и компьютерной обработке информации в ИБД можно выстроить очень интересные схемы, особенно четко это можно отследить в регионах, где вопросам оперативного легендирования уделяют значительно меньше внимания, чем в центре. Так, установление взаимосвязей по предвыборным штабам и партийным спискам позволяет заранее выявить возможный расклад групп “поддержки” того или иного хозяйствующего субъекта в органах законодательной или исполнительной власти.

По поводу системного подхода к обработке прессы можно также привести и историю о проигравшемся в начале 20-го века в карты журналисте, который для того, чтобы вернуть долг, решил продать иностранной разведке интересовавший ее план дислокации воинских частей, фамилии и занимаемые должности их командного состава. Контрразведка, конечно, задержала шпиона-любителя, но когда имевшуюся у него информацию показали представителям Генерального штаба, те были в шоке — сведения были достоверные и очень секретные. В ходе разбирательства журналист вину свою полностью признал и в качестве доказательства своего полного раскаяния поделился способом добывания “государственной тайны”. Оказывается, посещая регионы, он тщательно изучал местные газеты, особенно его интересовала провинциальная светская хроника: “В уездном городе N на бракосочетании поручика К. присутствовали командир расквартированного здесь 17 гусарского полка полковник B., начальник штаба полка полковник M … и так далее и тому подобное”. Комментарии, по-моему, излишни.

Еще один интересный пример можно найти в книге Г.Р.Берндорфа “Шпионаж”. Накануне первой мировой войны военную разведку Германии очень сильно интересовали данные об изменениях в итальянских береговых укреплениях. Для решения этой задачи в июле 1914 года в Милане было открыто бюро объявлений, которое выписывало практически все выходящие в Италии газеты, вплоть до самых мелких деревенских листков. Хозяйкой бюро являлась весьма эффектная дама – Анна Мари Лессер, больше известная под псевдонимом “Мадемуазель Доктор”. Не тратя время на сон, она в течение нескольких суток, днем и ночью наносила на крупномасштабную карту Италии сведения из газетных объявлений военных комендатур о наборе персонала на земляные и бетонные работы.

Более детально масштабы строительства оценивались по месту проведения работ агентами-маршрутниками.

Категория: Новости | Просмотров: 470 | Добавил: museall | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0